каков срок годности аккумулятора автомобиля со дня выпуска?

Содержание

Срок годности автомобильного аккумулятора, хранение и подзарядка батареи АКБ

Современный автомобиль немыслим без аккумуляторной батареи (АКБ). При неработающем двигателе бортовой генератор не вырабатывает электроэнергию, и вся нагрузка ложится на АКБ.

Также и для стартерного запуска АКБ должна обеспечить в течение 3-5 секунд достаточный ток, и, возможно, неоднократно.

Срок годности аккумулятора автомобиля и длительность его службы определяется множеством факторов, на некоторые из которых можно повлиять в процессе эксплуатации АКБ, тем самым способствуя его продлению.

Виды автомобильных аккумуляторов

Классифицировать автомобильные аккумуляторы можно по разным основаниям, например, по полноте обслуживания:

  • малообслуживаемые;
  • необслуживаемые, к которым относятся кальциевые и гибридные аккумуляторы;
  • полностью необслуживаемые (герметизированные с решетками из свинцово-сурьмянистого сплава).

Более распространена классификация по конструкции:

  • Свинцово-кислотные с водным раствором серной кислоты в качестве электролита, и электродами из сплава свинца и сурьмы. Относятся к малообслуживаемым, корпус батареи не герметичен, электролит может испаряться и выплескиваться в случае «закипания»;
  • Гелевые с электролитом в виде желеобразной массы. По параметрам и долговечности лучше свинцово-кислотных, но и дороже;
  • С практически сухим электролитом, изготовленные по технологии AGM (с использованием поглощающего стекловолокна). По характеристикам схожи с гелевыми, относятся к необслуживаемым.

От чего зависит срок годности аккумулятора и как его определить

АКБ должна бесперебойно работать в течение всего срока своей годности, только это условие обеспечит надежность и безопасное пользование автомобилем. Некоторые модели АКБ, при правильной их эксплуатации, могут прослужить до 5-6 лет.

Фактически аккумулятор начинает работать еще до начала эксплуатации, с момента своего изготовления, т.к. в нем начинаются необратимые процессы, ведущие к изменению его пользовательских свойств, старению и со временем отказу в работе (выходу из строя).

Не следует верить заверениям продавцов, что срок хранения нового аккумулятора неограничен – обычно он составляет 1,5 года.

Процессы старения, при постановке АКБ на автомобиль, только ускоряются в условиях тяжелой эксплуатации, и желательно начать эксплуатировать АКБ не позднее 6 месяцев с момента ее изготовления.

Дата изготовления обозначается производителем специальным кодом на упаковке, и расшифровку этого обозначения лучше уточнить у продавца при приобретении батареи.

Так, 17П26 Е1 может означать 2017 год изготовления, первый (П) месяц (январь), 26-е число.

Если дата выпуска на этикетке не указана, и продавец в вашем присутствии делает там отметку, насторожитесь и задумайтесь, когда на самом деле выпущен этот аккумулятор, и долго ли он вам прослужит.

Срок службы автомобильного аккумулятора определяется множеством факторов, среди которых:

  • вид аккумулятора, конструкция и использованные материалы. Наиболее недолговечны АКБ свинцово-кислотные. Их электроемкость падает вполовину за примерно 4 месяца работы, в то время как у гибридных АКБ за 14 месяцев, а кальциевых – за 18-20 месяцев;
  • электрические характеристики;
  • условия эксплуатации (хранение на складе либо работа в автомобиле);
  • температура окружающей среды;
  • механические воздействия (толчки, вибрация, удары);
  • суммарное количество циклов заряд/разряд;
  • электрические характеристики заряда и разряда, зависят от тщательности регулировки бортовой электроники, обеспечиваемого генератором зарядного тока и максимального тока нагрузки (стартером, другими потребителями);

Ряд факторов влияет на срок годности автомобильного аккумулятора отрицательно. К ним относятся:

  • длительное пребывание АКБ в разряженном состоянии, неполная его зарядка с последующей эксплуатацией;
  • короткое замыкание в одной или нескольких аккумуляторных банках;
  • коррозия пластин;
  • сульфатация пластин в условиях полной разрядки;
  • перезарядка вследствие неисправности автомобильного регулятора напряжения либо подключаемого к сети зарядного устройства;
  • экстремальные условия эксплуатации (слишком высокая или низкая температура окружающей среды, удары по корпусу, работа в условиях вибрации).

Необслуживаемые свинцово-кислотные аккумуляторы прослужат дольше обслуживаемого на 10-15% времени.

Как продлить срок службы аккумулятора

Чтобы АКБ не подвела в критический момент дорожной ситуации, необходимо тщательно следить за ее состоянием и периодически контролировать работоспособность. Выше были перечислены факторы, сокращающие срок службы АКБ.

Но при грамотной эксплуатации возможно и продлить период работоспособности батареи, выполняя простые правила хранения батарей и их безопасной эксплуатации, чтобы не довести до негодного состояния радовавший вас вначале новый аккумулятор.

Правила хранения АКБ просты:

  • хранить в сухом месте с температурой от 0 °С до 15 °С;
  • периодически проверять (мультиметром) напряжение без нагрузки;
  • при снижении напряжения без нагрузки ниже 12,5 В подзарядить батарею.

После постановки АКБ на автомобиль правила эксплуатации несколько расширяются:

  • необходимо своевременно регулировать бортовую электронику для поддержания оптимального режима зарядки АКБ;
  • автомобильный генератор должен быть исправным, и вместе с отрегулированным реле-регулятором выдавать на батарею напряжение 13,8-14,4 В;
  • аккумулятор эксплуатируется только при допустимых условиях эксплуатации;
  • периодический контроль уровня и плотности электролита, своевременная доливка электролита или дистиллированной воды;
  • 1-2 раза в месяц подзаряжайте АКБ небольшим током 1-2 А в течение нескольких часов от зарядного устройства;
  • периодическая (раз в 2-3 месяца) полная зарядка АКБ от сетевого зарядного устройства;
  • в системе электрооборудования не должно быть утечек;
  • стараться не включать электроприборы на стоянке (при неработающем или работающем на холостых оборотах двигателе);
  • в случае обнаружения разряда АКБ (забыли выключить ближний свет, утечка в системе электрооборудования) необходимо подзарядить батарею;
  • состояние двигателя и топливной системы должно обеспечивать скорый пуск, чтобы не перегружать АКБ работой стартера;
  • не допускайте работы стартера свыше 10 секунд, нормальное время 3-5 секунд с перерывами в 1 минуту между повторными попытками пуска;
  • в холодное время года «разогрейте» АКБ перед первым стартерным пуском, включив и выключив на 15 секунд дальний свет;
  • при длительных перерывах в пользовании автомобилем необходимо отсоединить от аккумулятора клеммы, а еще лучше снять его и унести (зимой) в теплое помещение. Особенно опасно оставлять зимой в автомобиле разряженную батарею, в ней может замерзнуть электролит.

Как скажется на сроке службы аккумулятора установка аккумулятора несоответствующей емкости?

Существует предрассудок, что установка на автомобиль АКБ большей емкости, чем штатная, приведет к сокращению ее срока службы. Но это далеко не так, т.ч. можете смело ставить на свое авто более мощный аккумулятор, вопрос лишь в цене.

А вот ставить батарею меньшей емкости не стоит, долго она не прослужит вследствие частых глубоких разрядов. Рискнуть в случае крайней необходимости можно лишь в летнее время, когда условия пуска двигателя облегчаются, в зимнее же время автомобиль может попросту не завестись.

Как определить, что ресурс аккумулятора истекает?

Признаками скорого конца срока службы АКБ и истечения ресурса являются:

  • быстрый разряд батареи вследствие снижения электрической емкости;
  • недостаточный отдаваемый для запуска двигателя стартером ток;
  • при зарядке аккумулятор не заряжается до полного напряжения.

Некоторые неисправности аккумулятора заметны и на глаз при внешнем осмотре:

  • повреждения корпуса;
  • окисление клемм.

Что делать со старым аккумулятором

Отработавший свое аккумулятор нельзя просто взять да выбросить на свалку, там он будет представлять угрозу для природы.

Некоторые магазины предлагают сдать старый аккумулятор на переработку, предоставляя за это скидку на приобретаемый новый, это самый оптимальный вариант утилизации.

Но существуют и иные варианты, более креативные:

  • оставьте аккумулятор в гараже как источник резервного освещения 12 вольт, сделав соответствующую проводку и поставив выключатель;
  • к аккумулятору можно подключить переносной радиоприемник;
  • от аккумулятора, через соответствующий адаптер, можно заряжать мобильный телефон или планшет.

Разумеется, при этом аккумулятор придется периодически подзаряжать, и следить за его состоянием.

Источник: http://VsiluZakona.ru/tovary/srok-godnosti/avtomobilnogo-akkumulyatora/.html

Cтатьи

При покупке стартерной аккумуляторной батареи (АКБ) необходимо обратить внимание на дату его выпуска.

Разве это важно? Разве аккумулятору не все равно, сколько времени он пролежит на складе? Нет, не все равно, аккумулятор является одним из немногих компонентов автомобиля, имеющих «срок годности».

Всю необходимую информацию даст маркировка аккумуляторов.

Но здесь есть одна тонкость — большинство производителей указывает дату изготовления аккумулятора не в привычном для нас формате, а в виде набора букв и цифр, а иногда и в виде цветовой маркировки.

Почему так? Здесь дело в элементарном удобстве для самого производителя и дилерской сети: стандартизированные шифры легко и быстро читаются автоматикой, что важно для учета и логистики.

Дата изготовления аккумулятора может быть указана на фронтальной этикетке, выбита на крышке или помещена на отдельной этикетке на боковой стенке. Здесь нет стандартов, так что имеет смысл указать самые распространенные способы шифрования интересующей нас информации.

Наиболее просто маркируют свои АКБ такие производители, как MUTLU, TOPLA, STECO и ТИТАН. Обычно это последовательность цифр, каждая из которых означает число, месяц, неделю, год выпуска и другую информацию:

MUTLU

1-я цифра – номер линии 

2-я цифра – год 

3, 4-я цифры – месяц 

5, 6-я цифры – число 

TOPLA

1, 2-я цифры – год 

3, 4-я цифры – неделя 

ТИТАН, ТИТАН ARCTIC

1, 2-я цифры – число 

3, 4-я цифры – месяц 

5, 6-я цифры – год 

7-я цифра – заводская линия 

STECO

1-я цифра – линия 

2, 3-я цифры – неделя 

4-я цифра – день недели 

5-я цифра – год выпуска 

6-я цифра – тип АКБ

Аккумуляторы TUDOR имеют буквенную маркировку: 

Вторая буква – год: 

N – 2000 год 

O – 2001 год 

P – 2002 год 

Q – 2003 год 

R – 2004 год 

S – 2005 год 

Пятая буква – месяц выпуска: от A до L (A – январь, D – апрель, … L – декабрь) 

I – пропускается.

Аккумуляторы BOSCH имеют цифро-буквенную маркировку, в которой первая буква означает завод-изготовитель: 

А – Австрия 

С – Чехия 

G – Испания 

F – Франция 

H – Германия-Ганновер 

Затем цифра указывает на номер конвейера, а следующая буква сообщает о дате изготовления или продажи на комплектацию данного изделия: 

V – продажа на эксплуатацию 

E – продажа на комплектацию. 

Далее следует цифровой код, который как раз и указывает интересующую нас дату: 

2 – 2002 год, 1 – 2001 год, 0 – 2000 т.д. 

81 – январь, 82 – февраль, … 90-октябрь, 91 – ноябрь, 92 — декабрь; 

1 … 31 – день месяца 

Замыкает этот код цифра, указывающая номер смены.

А с АКБ VARTA все одновременно и сложнее, и проще, потому что дата изготовления указана одним-единственным цветным кружком: 

Квартал Цвет 
I квартал 2009 года
II квартал 2009 года
III  квартал 2009 года
IV квартал 2009 года
I квартал 2010 года
II квартал 2010 года
III квартал 2010 года
IV квартал 2010 года
I квартал 2011 года
II квартал 2011 года
III квартал 2011 года
IV квартал 2011 года
I квартал 2012 года
II квартал 2012 года
III квартал 2012 года
IV квартал 2012 года

Сколько аккумулятор пробыл в магазине

Теперь, зная дату изготовления аккумулятора, можно делать выбор. С осторожностью относитесь к аккумуляторам, стоявшим на витрине: они могли простоять там, на ярком свету и в тепле, многие месяцы, а это уже значительно сокращает срок службы.

Но это относится, в первую очередь, к АКБ классического исполнения, поступающим на продажу с залитым электролитом — такие аккумуляторы могут прийти в негодность за год.

Совершенно иная ситуация с сухозаряженными аккумуляторами (эти АКБ были заряжены на заводе-изготовителе, после чего с них был слит электролит, а батарея особым образом законсервирована): они не теряют своих свойств на протяжении трех-пяти лет. Но если такой аккумулятор хранился более года, то после ввода в эксплуатацию он требует подзарядки.

Параметр: срок службы аккумулятора

Сколько времени прослужит АКБ? Считается, что нормальный срок службы аккумулятора лежит в пределах 1,5 — 4 лет, а может достигать даже шести и более лет.

Столь большой разброс обусловлен рядом причин: 

– режим работы генератора; 

– режим работы регулятора напряжения; 

– показатели работы электрооборудования; 

– годовой пробег автомобиля; 

– преобладающие режимы эксплуатации автомобиля.

Нужно различать три различных срока службы: гарантийный, регламентированный и реальный.

Рядового автолюбителя интересует последний параметр: срок эксплуатации аккумулятора в реальных условиях может значительно отличаться и от гарантийного (обычно это один или два года, определяется изготовителем), и от регламентированного (по ГОСТ — 18 месяцев).

В сложных условиях АКБ служит около полутора лет. Быстрый износ батареи происходит в режиме «такси» (частые разгоны и торможения, движение на короткие дистанции, стояние в пробках).

В данном режиме производятся частые пуски двигателя, на что тратится значительная доля заряда батареи, но из-за коротких пробегов генератор не в состоянии обеспечить достаточную зарядку.

Быстрое исчерпание ресурса аккумулятора наблюдается и в обратной ситуации — при длительных безостановочных пробегах, особенно на высоких скоростных режимах.

Здесь дело в перезаряде аккумулятора, в результате которого электролит батареи начинает «кипеть», и начинается сульфатация — образование на пластинах излишнего количества кристаллов сульфата свинца.

Этот процесс приводит как к замедлению течения электрохимических процессов, так и к разрушению конструкции аккумулятора.

Грамотный уход, правильный режим, отлаженная электрика — продлеваем «жизнь» АКБ правильно

Два главных параметра АКБ — плотность электролита и напряжение на клеммах.

При покупке нового аккумулятора они должны быть следующими: плотность электролита (для нашей климатической зоны) — 1,25 — 1,28 г/куб.см (лучшее значение — 1,27 г/куб.

см); напряжение между клеммами — 12,5 — 12,7 В. Эти параметры должны быть и у аккумулятора во время эксплуатации.

Однако в настоящее время широкое распространение получили так называемые необслуживаемые АКБ, у которых элементарно невозможно измерить плотность электролита. Как быть с такими аккумуляторами?

Ответ очевиден — никак. Данный тип АКБ действительно нуждается в минимальном уходе, и воздействовать на него можно только зарядным устройством.

Если аккумулятор постоянно недозаряжается генератором (особенно в зимнее время), то хотя бы раз в месяц такой аккумулятор необходимо ставить на зарядку, в результате чего реальный срок службы значительно возрастает.

Проще в плане продления срока службы аккумуляторы классического исполнения, в которых имеется возможность следить за уровнем и плотностью электролита.

Наиболее часты ситуации, в которых уровень электролита падает (в норме электролит должен полностью укрывать пластины), а его плотность — растет.

Это негативно влияет на аккумулятор, но проблема легко решается добавлением дистиллированной воды.

В описанном случае достаточно открыть пробки (устройство аккумулятора позволяет легко это сделать), и залить воду до указанной отметки (ее обычно видно, но при необходимости уровень электролита можно измерить стеклянной палочкой, идущей в комплекте с ареометром).

Слишком низкая плотность электролита указывает на значительный износ АКБ, либо на заводской брак. Если данное явление наблюдается во всех банках, а емкость, напряжение и пусковой ток ниже нормы, то этот аккумулятор следует заменить на новый.

Простым контролем напряжения и качеств электролита можно достичь значительного продления срок службы аккумулятора. Но в дело могут вмешиваться иные факторы — работа генератора, регулятора напряжения и всей электросети в целом.

Дополнительная нагрузка, подключенная к бортовой сети (особенно разного рода системы подогрева), отбирает значительную мощность у генератора, и тот не в состоянии осуществлять полноценную зарядку аккумулятора.

Зачастую проблема заключается в самом генераторе или регуляторе напряжения. При нормальной работе на клеммах регулятора должно поддерживаться напряжение 13,8 — 14,4 В. Иные показания свидетельствуют о неисправности, которую необходимо устранить.

Наконец, на срок эксплуатации АКБ влияет пробег автомобиля, хотя здесь далеко не всегда работает простая логика «больше пробег — больше износ АКБ» — определяющим фактором остается преобладающий режим движения. Поэтому при малом пробеге, но в режиме «такси», аккумулятор будет служить меньше, чем при большом пробеге, но более умеренном режиме.

Правильное хранение

Перед постановкой аккумулятора на хранение необходимо проверить напряжение на нем, и если оно недостаточно — провести полную зарядку.

Также необходимо довести до нормального уровень и плотность электролита.

После этого стоит обработать клеммы раствором питьевой соды, затем хорошо промыть водой и насухо вытереть — это предотвратит коррозию.

Теперь аккумулятор можно ставить в темное и прохладное место (при низкой температуре разряд батареи идет медленнее). Однако нельзя оставлять батарею на морозе — это может привести к ее физическому разрушению.

Правильная зарядка 

При нормальной эксплуатации автомобиля и аккумулятора его зарядка не требуется — данную функцию выполняет генератор. Однако при постоянном недозаряде аккумулятор необходимо регулярно подключать к зарядному устройству.

Здесь важно выбрать оптимальный режим заряда, который устанавливается силой тока: чем больше зарядный ток, тем быстрее идет заряд. Однако слишком быстрый заряд негативно влияет на аккумулятор, и даже способен вывести его из строя.

Обычно зарядный ток выбирается на уровне 0,1 величины номинальной емкости. Например, если емкость АКБ составляет 45 Ач, то зарядный ток необходимо устанавливать на уровне 4,5 А. При этом время полной зарядки составит 12 — 15 часов.

При недостаточном заряде АКБ можно подзаряжать один-два раза в месяц на малом токе — порядка 1 — 2 А.

Несложные манипуляции с аккумуляторами позволяют продлить сроки их эксплуатации до четырех-шести и более лет. А это, согласитесь, очень хороший результат.

Ведь АКБ — устройство не слишком дешевое, и приобретает его раз в год слишком накладно.

Зачем тратить деньги, если можно просто грамотно эксплуатировать аккумулятор?

Источник: http://akb.spb.ru/articles/data_vypuska_i_srok_sluzhby_akkumulyatora/

Срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации, как хранить АКБ

Повсеместное развитие технологий и создание небольших портативных гаджетов было бы невозможно без использования в них компактных зарядных устройств — аккумуляторов.

Современные АКБ ушли далеко вперед от батареи Вольта и прочих своих предшественников, но и они требуют соблюдения определенных правил использования, от которых во многом зависит и срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации.

  • 1 Общая информация
  • 2 Литий-ионные
  • 3 Свинцово-кислотные
  • 4 Щелочные

Общая информация

Устройство всех видов аккумуляторов основано на химических реакциях окисления и восстановления, благодаря которым батарея может многократно заряжаться и разряжаться.

В каждом АКБ есть электроды, выполненные из металла, и электролит, который, в зависимости от конструктивных особенностей батареи, может быть кислотой либо щелочью.

От химического состава каждого конкретного устройства будут зависеть правила содержания отработанных и новых устройств.

Литий-ионные

Источники питания этого типа чаще всего используются в:

  • смартфонах;
  • цифровой фото- и видеотехнике;
  • ноутбуках;
  • электромобилях.

Это один из самых современных типов — первые образцы были выпущены в 1991 году Sony.

Литий-ионные, или Li-ion батарейки работают благодаря способности иона лития внедряться в кристаллическую решетку других веществ и переносить заряд.

В качестве материала для электродов может использоваться сочетание лития с кобальтом, феррофосфатом или марганцем.

Условия хранения ионных аккумуляторов должны быть такими, чтобы максимально уменьшить процесс старения, которому подвержен этот тип АКБ. Идеальные условия для этого — заряд от 30 до 50% и невысокая температура.

При консервации Li- ion батарейки со 100% зарядкой старение ускоряется, а также ней может разбухнуть электролит. Самая подходящая температура — от 0 до 10°С. Можно оставлять устройства в холодильнике (не в морозильной камере!).

В этом случае будет нелишне держать их в контейнере с силикагелем, чтобы защитить от влаги.

При правильном содержании батарейки типа Li-ion за год потеряют до 2% мощности. Для сравнения — если полностью заряженное устройство хранить при 40-градусной температуре, от его работоспособности останется только 65%.

Еще один тип литиевых АКБ — Li-po — литиево-полимерные модели. Они отличаются только составом электролита, требования к хранению и эксплуатации аналогичны их ионным собратьям. Если батарея хранилась правильно, использовать б/у источник питания можно сразу, не тратя время на циклы перезарядок.

Свинцово-кислотные

Этот тип аккумуляторов обычно используют в машиностроении и для создания резервных источников энергии. Здесь основным материалом окислительно-восстановительных реакций выступает свинец, а электролит — водный раствор серной кислоты.

Срок возможной консервации такого источника питания зависит от типа его зарядки и наличия/отсутствия внутри электролита. На складе хранение свинцово-кислотных аккумуляторных батарей длится до 3 лет при разрешенной температуре от +30 до -40°С.

Но это актуально до того, как в устройство был залит электролит.

Срок хранения сухозаряженного аккумулятора до начала его эксплуатации может составить до пяти-семи лет.

Эти батареи конструктивно не отличаются от других такого же типа, но поступают в продажу не заполненными электролитом. Соответственно, перед использованием внутрь нужно залить водный раствор H2SO4.

Плюс такого типа устройств в том, что они не требуют особых условий содержания. Достаточно держать их подальше от прямых солнечных лучей.

Долго хранить аккумулятор автомобиля или мотоцикла с неслитым электролитом не получится.

В среднем, бывшие в употреблении АКБ хранятся около двух лет.

Обратите внимание: сливать электролит перед консервацией батареи ни в коем случае нельзя! Это может попросту убить устройство.

Обычно проблема правильного хранения АКБ возникает зимой, так как они уязвимы к низким температурам.

Лучше оставить аккумулятор в месте, где температура не опускается ниже 0, но и не поднимается выше 18°С. В противном случае ускорится старение.

Устройство должно быть заряжено на 100%, все пластины должны быть полностью покрыты электролитом. Так удастся минимизировать потерю заряда.

Если батарея хранится дольше 1 месяца, один раз в 30 дней нужно проверять уровень заряда и поддерживать его на максимальном уровне. Располагать устройство лучше вертикально, защищая его от пыли.

Щелочные

Этот тип аккумуляторов используется в тех случаях, когда для работы устройства необходима высокая мощность или быстрая зарядка/разрядка. Чаще всего они применяются в судо- и авиастроении, моделировании, для подводных фонарей, как движущий источник питания для трамваев и троллейбусов.

Основные элементы, использующиеся для создания щелочных батарей — кадмий и никель, потому они обычно называются никель-кадмиевыми, или Ni-cd аккумуляторами. Существуют и никель-железные варианты. Электролитом в них являются едкие щелочи — калиевая или натриевая.

Главный минус использования этих АКБ — высокая токсичность для окружающей среды, что заставило человечество отказаться от их использования во всех сферах, где их можно было чем-то заменить. Срок годности со дня выпуска такой батареи — до 25 лет.

Хранение никель-кадмиевых аккумуляторов требует выполнения меньшего количества условий, чем у их менее вредных собратьев. Эти батареи неплохо переносят низкий заряд (не ниже 1В) и колебания температур.

Они меньше теряют емкость, не так склонны к саморазряду и в целом более неприхотливы.

Например, за 9 месяцев Ni АКБ только начнет терять заряд (-20% от емкости), тогда как кислотный потеряет такое количество энергии за месяц.

Хранение уже использовавшихся Ni аккумуляторов может осуществляться как с электролитом, так и без него. Во втором случае, если АКБ не использовался дольше одного года, необходимо будет слить старую жидкость и залить новую.

В периоды, когда батарея не используется, ее нужно держать в сухом помещении. Идеальная температура — 15-25°С. Источники питания, чей основной элемент — Ni, нельзя хранить рядом с кислотными.

После периода консервации АКБ, его нужно будет подзаряжать несколькими циклами с разными показателями Q.

Хранение отработанных аккумуляторов обязательно должно осуществляться с неповрежденным корпусом. От этого зависит не только сохранность биосферы, но и здоровье владельца.

Это особенно актуально для Ni батарей, но даже сравнительно нетоксичные Li аккумуляторы могут стать причиной беды.

В случае, если какое-то помещение предназначено для хранения большого количества вышедших из употребления АКБ, его нельзя использовать как жилое. Утилизировать их с бытовыми отходами не допустимо.

Можно сдавать в пункты приема батарей (в таком случае за ненужную, в общем-то, вещь еще и заплатят). Разумнее начинать беспокоиться о своем здоровье и среде обитания сразу, чем потом бороться с последствиями.

Источник: https://batteryk.com/srok-hraneniya-akkumulyatora-do-nachala-ekspluatatsii

Срок службы аккумулятора автомобиля. Автомобильные аккумуляторы: виды, инструкция по эксплуатации

Автомобильная аккумуляторная батарея (АКБ) – это одна из главных деталей авто, без исправной работы которой вы просто не сможете его завести.

Суть долгой бесперебойной работы рассматриваемого устройства заключается в обратимости химических процессов, протекающих внутри него.

О видах, свойствах и ценах автомобильных аккумуляторов вы сможете узнать из этой статьи.

Автомобильный аккумулятор: технические характеристики

Изобретена АКБ была еще в XIX веке и с тех пор почти не изменилась.

Каков же принцип работы автомобильного аккумулятора? Внутри герметичного корпуса из высокопрочной пластмассы располагаются 6 свинцовых пластин, каждая из которых запаяна в пластиковые «чехлы» и имеет активную поверхность.

Пластины с отрицательным зарядом покрыты мелкопористым свинцом, а с положительным – двуокисью свинца. При этом все пластины погружены в сернокислотный электролит, который вступает во взаимодействие с активными веществами пластин.

В результате этой химической реакции и вырабатывается электрический ток. На пластинах в этот момент сульфат свинца выпадает в виде осадка. Когда же вы ставите АКБ на зарядку, все описанные химические процессы протекают в обратном порядке, что и позволяет работать аккумулятору долгие годы.

В настоящее время ученые продолжают работать над усовершенствованием технических характеристик аккумулятора. Всем автомобилистам знакома ситуация, когда автомобиль отказывается заводиться в сильный мороз.

В большинстве случаев виной этому – именно аккумуляторы, которые еще достаточно чувствительны к окружающей температуре. Кроме того, ученые стараются уменьшить объем данных устройств, при этом увеличив их емкость.

Увенчаются ли их старания успехом, покажет время, а пока перечислим, какие же виды аккумуляторов можно встретить в магазине.

Типы автомобильных аккумуляторов

От состояния этого устройства зависит пуск двигателя, а значит, выбирать его нужно с особой тщательностью. На данный момент на рынке можно встретить три вида аккумуляторов для автомобилей:

  1. Свинцово-кислотные – самые распространенные и надежные. Отличаются низкой стоимостью и длительным сроком эксплуатации, поэтому их чаще всего можно встретить в магазинах.
  2. Аккумуляторы с AGM-технологией – уже более современная разработка. Суть ее заключается в сокращение потери производимого электричества, в результате чего повышается производительность. Но такие батареи имеет смысл устанавливать только на машины с системой рекуперации энергии.
  3. Гелевые батареи – электролит в них загущен с помощью силикагеля. Отличаются от обычных кислотных они тем, что не требуют обслуживания (их корпус полностью запаян).

Инструкция по эксплуатации

Многие автовладельцы с удивлением узнают о том, что АКБ тоже нуждается в регулярном техническом обслуживании. Для долгой и правильной работы автомобиля нужно следовать инструкции по эксплуатации аккумулятора.

  • Первое и самое важное правило: данные устройства никогда нельзя переворачивать!
  • Даже если батарея работает исправно, раз в 2-3 месяца в ней нужно замерять напряжение на клеммах при работающем и неработающем двигателе.
  • Все АКБ теряют воду из электролита. Скорость потери зависит от возраста аккумулятора и сопутствующих факторов. Очень важно примерно раз в 3 месяца проверять уровень жидкости в батарее и, если необходимо, доливать дистиллированную жидкость до нужной отметки.
  • Если вы планируете оставить автомобиль надолго, лучше отсоедините аккумулятор. В противном случае может получиться так, что заряда батареи не хватит даже на запуск двигателя.
  • В холодное время года лучше снимать батарею после каждой поездки и хранить ее в тепле. Это поможет избежать ненужных проблем. Если же вы все-таки ленитесь это делать, зимой подольше прогревайте машину перед поездкой.
  • Электролит в аккумуляторе должен быть прозрачным. Если он стал темного цвета, значит, какие-то банки имеют короткое замыкание.
  • Храните АКБ только полностью заряженной.

Может показаться, что этих требований слишком много, но выполнив их все, вы сэкономите себе кучу нервов и денег.

Срок службы аккумулятора автомобиля

Любая вещь имеет свой срок годности. Касается это и аккумуляторной батареи, хотя многие просто забывают о том, что и у нее есть свои ограничения по времени.

Сколько же работает стандартная АКБ при аккуратном использовании? Обычно срок службы аккумулятора автомобиля оставляет от 5 до 10 лет.

Цифра эта весьма примерная, поскольку сроки эксплуатации зависят от многих факторов. Вот некоторые из них:

  • Качество аккумулятора сильно зависит от бренда, его изготовившего. Компании с мировыми именами обычно дают гарантию на новую АКБ в 2-4 года, что само уже служит подтверждением ее качества. Менее известные и более дешевые фирмы зачастую ограничиваются 1-3 годами гарантированной службы.
  • Температурный режим оказывает существенное влияние на срок службы батареи. Зимой аккумулятор «мерзнет», в результате этого теряет заряд и выходит из строя. Но и летний период не менее опасен. При высоких температурах на поверхностях пластин начинает оседать сульфат свинца, который образовывается в результате химических процессов уже на отметке в 30-40 градусов по Цельсию.
  • Исправность остальных систем автомобиля. Неправильно подключенная магнитола может способствовать «утечке» тока, а генератор машины при поломке вообще может сократить срок эксплуатации аккумулятора вдвое.

Несмотря на эти общие для всех видов данных устройств проблемы, все же срок службы у каждого типа отличается.

Срок службы кислотного аккумулятора автомобиля

Сколько же может проработать обычная батарея, которая установлена в большинстве современных машин? Стандартный срок службы аккумулятора автомобиля кислотного типа составляет примерно 5 лет.

Если владелец бережно обращается, соблюдая все необходимые требования, то тогда качественная деталь может прослужить и 7 лет. Однако не стоит надеяться на то, что дешевая батарея китайского производства прослужит так долго. Скорее всего, выкинуть ее придется уже через пару лет.

Если же вас не устраивает такой короткий промежуток времени, присмотритесь к другому варианту.

Гелевый аккумулятор

Рассмотрим срок службы гелевого аккумулятора автомобиля. Это АКБ, в которых электролит заменен на гелевый вариант на основе двуокиси кремния.

У такой батареи есть целый ряд преимуществ: она легко заводится в мороз, не отравляет окружающую среду вредными испарениями и, что самое главное, служит почти в два раза дольше, чем кислотная.

Увеличенный срок службы достигает 7-9 лет. Конечно же, и цена на гелевые аккумуляторы в несколько раз превышает обычные.

Как узнать возраст аккумулятора

При покупке АКБ или в том случае, если вы приобрели подержанный автомобиль, первым делом нужно проверить дату изготовления батареи. Сделать это не так то просто, поскольку месяц и год выпуска обозначаются в несколько иной последовательности, чем те, к которым мы привыкли.

У разных фирм возраст аккумулятора обозначается по-разному. Единой системы маркировки не существует. У западных изготовителей (Varta, Bosch, Berga, Blackmax) код состоит из 24 символов. Четвертая позиция в них обозначает год, а пятая и шестая – месяц.

У компаний Titan, Titan Arctic месяц обозначается третьей и четвертой цифрой, а год – пятой и шестой.

Фирмы Atlas и Bost отличаются особой системой: первая цифра обозначает год выпуска, следующие за ней буквы – месяц изготовления.

Разобравшись в комбинации цифр, вы всегда сможете самостоятельно проверить пригодность батареи для дальнейшей работы.

Как правильно выбрать аккумулятор

Помимо деления на гелевые и кислотные, аккумуляторы различаются и по стране изготовления. При необходимости выбрать из всего многообразия что-то одно у многих голова идет кругом. Давайте разберемся, ведь разные батареи подходят для разных целей.

Например, гелевый аккумулятор стоит выбрать, если у вас дорогая иномарка, и вы готовы вложиться в такую важную деталь.

Конечно же, если вы владелец отечественного или подержанного автомобиля, смысла в такой покупке не будет никакого. Но чаще всего люди по-прежнему покупают кислотные аккумуляторы. И вот тут стоит призадуматься.

Европейские бренды традиционно считаются более качественными. Дело в том, что стандарты изготовления там намного выше российских.

Но и в нашей стране можно встретить достойные фирмы, если приложить определенные усилия. Зато российские производители выигрывают в цене у своих импортных конкурентов.

Емкость аккумулятора лучше выбирать такую же, которая была на старом.

Если вы не уверены, лучше посмотрите техкарту автомобиля, в которой указывается рекомендуемое количество ампер.

Перед покупкой обязательно попросите продавца подать напряжение в течение 10-15 секунд. За это время показатели не должны опуститься ниже 9 или даже 7 В.

Как продлить “жизнь” АКБ?

Даже самое качественное устройство недолго проработает без соблюдения правил эксплуатации. Как же продлить срок службы аккумулятора автомобиля?

  • Следите за зарядом: постарайтесь заряжать стоящий без движения автомобиль каждый месяц летом и пару раз зимой. Дело в том, что зимой процессы разряда в батарее проходят медленнее, поэтому нет нужды нести его домой.
  • Не допускайте окисления клеммы аккумулятора. Оно образуется из-за паров электролитов. Для предотвращения этой проблемы нужно зачистить клеммы аккумулятора наждачной бумагой и смазать их маслом.
  • Не стоит долго крутить стартер, если машина не заводится. Чем меньше секунд вы будете это делать, тем дольше прослужит аккумулятор. Лучше делать это короткими попытками.
  • Если вы принесли батарею с холода домой для того, чтобы ее зарядить, лучше выждать сутки перед подключением. В течение этого времени электролит в аккумуляторе достигнет комнатной температуры и зарядка пройдет гораздо лучше.
  • Не допускайте того, чтобы АКБ перезарядилась, это крайне вредно.
  • Примерно раз в 6 месяцев специалисты рекомендуют ездить на техническое обслуживание в мастерскую, в которой проверят уровень жидкости в аккумуляторе.

Ценовой диапазон

Цена автомобильных аккумуляторов колеблется в среднем от 3500 до 9000 рублей.

Одной из самых доступных и качественных импортных моделей автомобилисты считают батареи марки DELKOR, которые стоят около 6 тысяч рублей. За ними следуют MOLL MG, что оцениваются в 8000 рублей.

Из более дешевых марок стоит отметить VARTA Blue Dynamic (4500 рублей), MOLL Kamina (5000 рублей), AlphaLINE Ultra (5500 рублей).

Источник: http://.ru/article/344766/srok-slujbyi-akkumulyatora-avtomobilya-avtomobilnyie-akkumulyatoryi-vidyi-instruktsiya-po-ekspluatatsii

Срок службы автомобильного аккумулятора: развенчиваем мифы

Всем привет, дорогие читатели блога и постоянные подписчики! Все мы знаем, что исправный аккумулятор гарантирует устойчивый запуск двигателя практически в любую погоду, ну разве что, за исключением самых сильных морозов (см. материал на тему «какое масло лить в двигатель зимой»). В этой связи нам нужна информация о том, какой срок службы автомобильного аккумулятора, имеющая реальную практическую ценность для водителя.

   Почему приходится менять батарею

К сожалению, ни одна АКБ (аккумуляторная батарея) не вечна, и раз в несколько лет нам придется ее утилизировать, заменив новой.

Производители гарантируют обычно период действия до 5 лет, в течение которых батарея не должна доставлять владельцу авто серьезных проблем.

Минимальный срок равен где-то 3 с половиной годам, поскольку многое зависит от интенсивности эксплуатации и ее особенностей.

Батарея может затрачивать больше энергии, чем это предусмотрено техническим паспортом изделия.

Постоянный режим переразряда приводит к тому, что срок службы АКБ неуклонно сокращается.

Порой даже 8–16 часов не хватает на то, чтобы вернуть аккумулятор «к жизни», поэтому, прежде, чем рассчитывать его ресурс, убедитесь в том, что он заряжен, насколько это возможно.

   Что влияет на срок эксплуатации

Каждому известна истина, что максимальный объем энергии АКБ затрачивает в момент запуска силового агрегата. Поэтому за короткие поездки она попросту не успевает восстановиться, особенно, если водитель часто останавливается и глушить двигатель.

То же самое можно сказать и о движении с включенным кондиционером. Активно разряжают батарею стереосистема, девайсы, запитанные через прикуриватель, заряжаемый телефон, я не говорю уже про внешние световые приборы.

Свой баланс батарея способна качественно восстанавливать лишь при движении на длительных дистанциях.

Сокращают срок службы аккумулятора и пассивные потребители: сигнализация с индикатором работы, бортовой компьютер, система открывания дверей и прочее.

Они работают даже в тот промежуток времени, когда авто стоит на стоянке либо в гараже.

Чтобы не разряжать АКБ, достаточно просто отбросить минусовую клемму — таким приемом можно пользоваться, если планируется долгое время не эксплуатировать машину.

   Влияние высокой и низкой температуры

Еще на средний период службы аккумулятора влияют погодные условия, в частности, температура воздуха.

Морозы неблагоприятно воздействуют на вязкость электролита, а это, в свою очередь, увеличивает сопротивление проходящего заряда.

Вследствие этого наблюдаются такие неблагоприятные процессы, как:

  • замерзание (загустение) электролита;
  • осыпание электродов;
  • снижение емкости;
  • деформация корпуса;
  • сокращение длительности службы с одновременным выходом из строя.

С другой стороны на то, сколько лет прослужит Ваша батарея, оказывает влияние и высокая температура воздуха.

Она приводит к испарению жидкости, находящейся внутри банок,это приводит к недозаряду и переразряду, повышает вероятность коррозионных процессов.

Существует допустимый уровень разряженности аккумулятора, который составляет зимой не более 25%, а летом — не выше 50%.

   Сколько должен служить аккумулятор

Частое использование недозаряженной батареи приводит к ухудшению ее рабочих характеристик. Как видим, на эксплуатационные свойства такого оборудования влияет целая совокупность процессов и факторов.

Быстрее всего выходит из строя АКБ на автомобилях, которые используются под такси, где период службы может не превышать 1–1,5 лет.

Но бывают и ситуации, когда водителю удается ездить на одном аккумуляторе 6 и более лет.

Несмотря на то, что существует понятие гарантийного периода службы, который обязан соблюдать изготовитель. Министерство транспорта установило определенный норматив.

Регламентируется он документом РД-3112199–1089-02.

Речь в данном руководящем документе идет о сроках службы свинцовых кислотных АКБ на различных транспортных средствах.

Это востребовано при расчете амортизации и списании автомобильных батарей по сроку службы.

Для того, чтобы увеличить срок службы своей батареи, необходимо правильно за ней ухаживать. Нелишним будет 1–2 раза в месяц проверять уровень напряжения на клеммах АКБ с помощью нагрузочной вилки.

Также необходимо проверять уровень электролита и, при надобности, доводить его до нормы, а также плотность с помощью нехитрого устройства, называемого ареометром. Также обратите внимание на статью об особенностях зарядки необслуживаемого аккумулятора.

Не забывайте подписаться на обновления блога, чтобы быть в курсе самых интересных новостей. На сегодня все, и до новых встреч!

С уважением, автор блога Андрей Кульпанов

Андрей

Источник: http://avto-kul.ru/ekspluatatsiya-avtomobilya/srok-sluzhby-avtomobilnogo-akkumulyatora.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.